Сельская школа: возможности и перспективы развития

Сельская школа: возможности и перспективы развития
В автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в преддверии нового учебного года прошли секционные заседания Августовской конфереции для 15 школ-участниц проекта «Сельская школа» в онлайн-формате.
Две методические площадки на казахском и русском языках собрали учителей со всей страны: для руководителей школ и учителей-предметников в течение двух дней были организованы 39 вебинаров и мастер-классов. В педагогическом совете для сельских учителей приняли участие около 1800 педагогов из разных регионов, которые обменялись опытом и профессиональными наработками.
Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова обратила особое внимание на роль учителя в образовательном процессе новой реальности:
– Развитие функциональной грамотности, гибких навыков у учащихся, глубокое проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь трансформируют привычную модель взаимодействия между учителем и учеником и неизбежно приводят к изменению роли учителя.
Куляш Ногатаевна также отметила, что за время работы проекта «Сельская школа» была проделана большая работа:
– Теперь, когда позади месяцы совместной работы в проекте, педагогические коллективы в полной мере понимают все вызовы современного образования. Для их успешного преодоления потребуются изменения, как в структуре, так и в культуре организации школьного сообщества. Для этого необходимо постоянное наращивание собственного потенциала.
Генеральный директор «Aitas KZ» Серик Толукпаев и генеральный директор «Bilim Media Group» Рауан Кенжеханулы поделились опытом работы в проекте «Сельская школа».
– С момента создания холдинга «Aitas KZ» реальный вклад в устойчивое развитие страны через развитие сельских территорий стали нашей миссией, – говорит Серик Толукпаев.
Рауан Кенжеханулы поделился опытом государственно-частного партнерства в Северо-Казахстанской области. Отметив важность оказания поддержки сельским школам в повышении потенциала педагогов, он подчеркнул, что сельская школа является образовательным хабом для области в целом, и такие хабы надо создавать во всех регионах.
В ходе тематических заседаний педагоги ознакомились с нормативно-правовыми актами, способами планирования, формами и методами внутришкольного контроля. Учителям также были предоставлены необходимые методические ресурсы.
Участники ознакомились с технологией проектно-ориентированного обучения, изучили способы организации проектной работы в школе. На заседаниях секций они получили информацию о методах работы современных школьных библиотек с онлайн-ресурсами и приложениями, которые можно использовать как при традиционном, так и дистанционном формате обучения. Кроме того, эксперты продемонстрировали методы организации и проведения лабораторных и практических работ на занятиях по химии, биологии и физике.
Сельским педагогам были предложены мастер-классы по применению формативного оценивания на уроке, а понятия «функциональная грамотность» и «креативное мышление» обрели не только теоретический, но и практический смысл. Участники также узнали, как внедрить дифференцированное обучение в свою педагогическую практику и как использовать стимулирующие вопросы на различных этапах урока.
Среди других тем, затронутых в ходе вебинаров и мастер-классов для сельских учителей – мониторинг качества знаний в 4 и 8 классах, горизонтальное и вертикальное планирование занятий по математике и естествознанию, технологизация обучения и способы улучшения школьного климата.
Августовская конференция в рамках проекта «Сельская школа» стала еще одной образовательной площадкой, направленной на оказание методической и практической поддержки педагогов.
– Места «вчерашнему» обучению нет. Постоянное повышение и развитие своего профессионального уровня – обязательный элемент деятельности каждого учителя. Настоящее педагогическое мастерство – это синтез теории и практики. Чтобы наработать мастерство, учителям нужно систематически изучать передовой опыт коллег, прорабатывать различные методики и выделять для себя то, что работает лучше всего. В ходе конференции от экспертов NIS мы получили именно это, – делится впечатлениями Анар Мергазина, учитель географии средней школы им. Ластаева Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области.
В организацию августовской конференции для сельских школ большой вклад внесли учителя NIS г. Усть-Каменогорска, тренеры Центров педагогического мастерства, образовательных программ и педагогических измерений автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».